Общественный институт системного воспитания личности

Театральная мастерская «Театр осознанной жизни»

Направление театра осознанной жизни тесно связано с базовыми навыками тела: двигательная активность в игровой практике; дистанция и дыхание; техника безопасности.

Станиславский К.С, а также Чехов М.А. в описании практических заданий делали акцент на телесный опыт, на пять основных органов чувств, но эти авторы несколько предполагали, что люди, пришедшие в обучающий процесс, так или иначе имеют опыт работы с телесной базой.

Учитывая особенности современного мира, мы имеем иной опыт, в особенности при работе с детьми: слабая работа вестибулярного аппарата, трудности в процессах удержания внимания, нарушение дистанции в групповых и парных упражнениях, быстрая эмоциональная и физическая утомляемость и проч.

У театра осознанной жизни нет профессиональной задачи: сделать из ученика актера, режиссера, автора, в рамках контекста сценического искусства.  Но есть задача создать площадку, где участники получили бы возможность приобрести личный опыт телесной практики. Не красоту и выразительность, а в первую очередь навыки : что умеет мое тело?

С помощью подвижных игр из русского фольклора, а также упражнений из театральной практики на внимание, дыхание и чистоговорение, координацию и баланс, участники учатся находить связь с собственным телом, речевым аппаратом. Также, дополнительные практические занятия, помогают безопасно задействовать и развить пять основных органов чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус).

Инструктора театра сознанной жизни предполагают, что начиная с подобных практик самовоспитания, постепенно и естественно можно прийти сначала к интересу: что может чувствовать другой человек, а затем и к более сложным, взрослым сопереживаниям.

Это способствует выстраиванию целого ряда взаимоотношений: 1. С самим собой; 2. Со своими родными и близкими; 3. С коллегами и бизнес-партнерами.

В ходе реализации программы были зафиксированы наблюдения:

Первоначально дети с опаской заходят на площадку и включаются в игровую двигательную активность. Чтобы снизить уровень тревожности, они придумывают собственные правила площадки, нарушают уже имеющиеся;

По мере продвижения по системе и приобретения практических навыков от игры, эмоциональное напряжение заметно снижается, проявляются творческие способности, дети могут придумывать собственные игры, а также корректировать правила, совершенствуя технику безопасности;

Заметно увеличиваются показатели выносливости как с психоэмоциональной стороны, так и с точки зрения физических способностей. Также отмечено частичное снижение возникновения конфликтных ситуаций. Хорошо отработан механизм переключения с травматики в деятельность. Дети замечают экономию времени: мы не решаем конфликт, а делаем мгновенные выводы, потому что нам важно продолжать деятельность, игру.

При сборе обратной связи удалось выяснить, что 90% участники всех возрастов любят выходить на сцену. При этом не конкретизируется, что именно нравится: ощущение в моменте, или же после самого выступления. Но все отмечают, что хотели бы повторить этот опыт вне зависимости от конечного результата;

Участниками старшей группы отмечается, что без предварительной подготовки (физических упражнений, тренингов, народных игр, упражнений на речь, дыхание), было бы гораздо сложнее реализовывать деятельность на сцене перед зрителями. Одним участником было зафиксировано сильное стрессовое состояние в моменте выступления, но после от отметил, что если бы не предварительная подготовка, он бы вовсе ушел со сцены, не завершив свой эпизод;

Участники младшей и старшей группы делятся своими предложениями: что бы им самим хотелось попробовать на сцене, на какую тему высказаться, каких героев хотелось бы сыграть.

Стратегическая линия инструктора

— Инструктор театра осознанной жизни, в первую очередь, должен отдавать себе отчет в том, что основная деятельность направления связана с процессами самовоспитания через физическую активность, а не сценическим искусством;

— Чем выше уровень самовоспитания, тем больше вероятность возникновения культуры в проведении занятий, в репетиционном процессе, в подготовке личного и рабочего пространств (соблюдение личной гигиены, гигиены места, в котором проходят занятие, а также гигиены движений);

— В любом потенциальном конфликте задача поддержать действия участников и скорректировать их поведение посредством фраз-маркеров (например: а давай вот так попробуем?; Давай посмотрим, будут ли изменения, если мы снизим скорость в этом упражнении?; Как ты думаешь, нужно изменить правила, чтобы было удобнее играть, или же правила хорошие, просто нужно сделать усилие, чтобы их соблюдать?);

— Поддерживать любые неудачи фразами-маркерами (« У тебя частично получается» или «У тебя получается вот так»), а также упрощать задачу таким участникам (например: давай попробуем запрыгнуть сначала на небольшой высоте, а потом понемногу будем увеличивать уровень?; Попробуй чеканить мяч сначала обеими руками, а потом попробуешь одной; Это хорошо, что ты пробуешь выполнить это упражнение, давай найдем твой, авторский вариант выполнения?)

— Проговаривать правила игры и технику безопасности, особенно перед новыми, ранее не опробованными упражнениями. Наблюдать уровень усталости в ходе игры, и менять направление деятельности в соответствии с состоянием участников. Зачастую можно наблюдать, как в первых двух-трех раундах техника и безопасность соблюдалась хорошо, а после начали снижаться. Одна из причин этого явления – усталость участников, особенно, когда игра повышенной активности;

— Обсуждать вместе с участниками последующие ходы деятельности в соответствии с непредсказуемыми обстоятельствами.  Работа со стрессовыми ситуациями. Например, кто-то забыл костюм на генеральную репетицию, хотя накануне это проговаривалось; аппаратура вышла из строя, нельзя включать звук или свет; многие участники коллектива заболели, а репетируемый эпизод требует присутствия всех. На месте, в соответствии с обстоятельствами, все участники коллектива принимают решение о дальнейших действиях.

Театральный квадрат

Зритель, актёр, режиссёр, автор

Иерархия Театра осознанной жизни:

  • Зритель — тот, кто смотрит в себя 
  • Актёр – тот, кто отстаивает свои границы
  • Режиссёр — тот, кто передаёт смыслы 
  • Автор – тот, кто расширяет границы для всеобщего блага, наставник.

Зритель

Театр – зрелищный вид искусства. Его не существует без наблюдателей. Чтобы спокойно переживать возможные потрясения души, не принимать происходящее за свой опыт, а научиться отслеживать свои состояния во время просмотра, необходима внутренняя подготовка. Это обеспечивает безопасность зрителя.

Театр осознанной жизни приглашает публику принять участие в процессе  подготовки к спектаклю. С помощью специальных упражнений:

— обрести устойчивость в себе и своих жизненных позициях;

— формулировать простые цели и задачи, решая пойти на тот или иной спектакль;

— уметь фильтровать информацию и снимать лишнее напряжение в процессе просмотра.

Актёр

Театр осознанной жизни предполагает, что актёр – это исследователь состояний.  Он активно применяет в жизни  уже освоенный инструментарий, и продолжает исследовать новые пути решения задач. Такой человек не убегает от своих болей и страхов в театр, не прячется за ролями, он работает с тем, что есть на момент здесь и сейчас.

Критерии актёра театра осознанной жизни:

— Я адаптирован к своим состояниям;

— Я устойчив в жизненных позициях;

— Я пластичен в процессе коммуникации;

— Я открыт и готов к новым задачам.

Режиссёр

Режиссёру необходимо быть устойчивым в своих ориентирах и ценностях, чтобы уметь отфильтровывать информацию и открывать избранные грани событий в подходящей сценической форме. Он должен уметь выстраивать стратегию, учитывать возможные риски и сложности, в критический момент не отказываться от процесса, а управлять своим состоянием, решать задачи в обстоятельствах любой сложности.

Цель режиссёра театра осознанной жизни: через театральные и другие формы искусства осветить преимущества выстраивания внутриличностной экологии и экологии отношений с окружающим миром.

Автор

Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, или, говоря словами театра осознанной жизни — наставник, который имеет возможность писать сценарии своей жизни, а также выстраивать стратегии для общественного блага.

Своим образом жизни, внутренней атмосферой, автор подтверждает устойчивость сценария и перестает быть зависимым от дальнейшей судьбы своих произведений. Автор готов взять на себя ответственность за других участников, оказать содействие в постановке спектакля, он открыт к сотрудничеству.

Мы учимся быть честными сначала с телом, потом с эмоциями, потом со смыслами. Быть честным по отношению к самому себе – главный фильтр на всех ступенях иерархии театра осознанной жизни.

На каждой ступени необходимо оставаться человеком и принимать свою природу.

Проект Театральной мастерской реализуется на базе МБОУ СШ № 53 г. Твери.

Руководитель направления — Васильева Наталья Вадимовна